blackmoon3712: (Default)
[personal profile] blackmoon3712

Она была отважным исследователем и знаменитым антропологом. Это она обратила внимание на то, что у разных племен понятия "мужские" и "женские" качества распределяются между полами по-разному. Так, у некоторых "феминниное" поведение является нормой для мужчин, а "маскулинное" - для женщин, у некоторых "феминниное" или, напротив, "маскулинное" поведение является нормой для обоих полов, а отклонение от него у любого пола - это ненормальность. Отсюда исследовательница сделала очевидный вывод: не существует единой для всего человечества полоролевой модели поведения.   

Но с ее помощью женщин загнали в ловушку. Как верно заметила Б. Фридан, она (и ей подобные успешные, но эгоистичные женщины) считала, что есть три категории людей: мужчины, исключительные женщины, как она, и обычные женщины, которые должны не путаться под ногами у первых двух категорий:) Мол, все-таки везде детей рожают женщины - значит, это и есть их главное "предназначение"! Но возвеличивать женщину с точки зрения ее биологической роли - бред. Подражать диким племенам в том, что принижать мужчин и их занятия до уровня неполноценной компенсации за то, что они неспособны рожать - бред не меньший, чем вещать о домострое как идеале современной семьи. "Феминниный протест" не мог не быть фикцией: мол, если бы шили и стряпали мужчины, эти функции были бы уважаемы не менее работы и учебы вне дома; так давайте восстановим справедливость и будем уважать женщин за то, что они женщины.

К чему это привело, красочно описывает Бетти Фридан: к половой сегрегации и массовым депрессиям домохозяек. Потому что их положение было явным анахронизмом (60-е годы 20 века!!!). Потому что доказано: женщины имеют больше прав и свобод (а следовательно, уважения) в тех обществах, где они участвуют в общественном производстве и обмене благами, а не сидят взаперти (у кого деньги, у того и власть, никуда не денешься). Но самое главное - нет никакой всеобщей женственности, одинаковой для всех, различия между людьми гораздо глубже различий между полами.

"Феминниный протест" имеет смысл только если вычленить их него протест просто человеческий, право на индивидуальность и свободное исполнение своей биологической роли. Он появился потому, что не до конца поняли - ограничиться биологической ролью нельзя, а исторически сложилось так, что человеческое, личностное, творческое стало аналогом мужского, его исключительным атрибутом, запрещенным женщине. Но еще Симона де Бовуар поняла, что женщина ничего не теряет в своей женственности и сексуальности, если становится личностью, даже наоборот - приобретает.

Date: 2014-07-04 11:01 pm (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Да, смысл этой ловушки понятен. С одной стороны, от мизогинии не свободны и некоторые феминистки, которые считают, что женский гендер - это что-то вроде инвалидности, а здоровая индивидуальность - это индивидуальность мужская, поэтому мужчины плохи исключительно тем, что не дают женщинам быть как они. С другой стороны, если признать право женского гендера на существование - то здравствуй, "загадка женственности". Потому что для всех женщин разом придумывается особый конструкт - то, что максимально отличает их от мужчин и максимально завязано на их материнскую функцию, но при этом лишает веса и значимости в обществе.

Date: 2014-07-07 09:33 pm (UTC)
From: [identity profile] blackmoon3712.livejournal.com
Вот-вот, Вы верно описали две крайности, которые следует избегать. Но как? Проблема этих "крайностей" именно в том, что они навязываются как всеобщие, обязательные, "сущностные". Стоит лишь признать право каждого человека на индивидуальность, взять за аксиому "различия между индивидуальностями важнее всех групповых различий" - и глобальной проблемы не будет. Пусть одна женщина всю жизнь варит борщи и нянчит детей, а другая летает на истребителе - главное, чтобы это нравилось им самим. Но признать за основную единицу личность, а не группу - к этому еще идти и идти...

Date: 2014-07-08 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Да. Главное - чтобы индивидуальность не была пустым понятием. Иначе будет как в рекламе каких-нибудь расхожих товаров, с помощью которых предлагают "выразить свою индивидуальность". И вот тут, кстати, "Второй пол" Симоны де Бовуар может послужить неким горьким на вкус противоядием. "Считаешь себя богиней - где результаты?"
Edited Date: 2014-07-08 11:12 am (UTC)

Date: 2014-07-13 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] blackmoon3712.livejournal.com
Согласна!
И насчет "Второго пола" - его потому и несладко многим читать (и мне, местами!), что идет именно разоблачение иллюзий, требование реальных жизненных результатов. Именно - противоядие!

Date: 2014-07-13 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Да, мне это тоже бьет по больному месту. Я сама мечтатель, а не деятель, всю жизнь с этим в себе борюсь. И за всякую свою плюс-минус результативную деятельность мучительно переживаю - а деятельности ли это, а результаты ли это или только иллюзия? Отчасти семейное: дома в значительной мере рулили лозунги "быстрей! выше! сильней!", из-за чего я всегда казалась - да и была тоже - апатичной, безынициативной, "отстаньте от меня все и дайте играть в мои бирюльки". А "бирюльками" было всё то, что не соответствовало генеральной линии.
Edited Date: 2014-07-13 11:04 pm (UTC)

Date: 2014-07-13 11:16 pm (UTC)
From: [identity profile] blackmoon3712.livejournal.com
Да... А я вообще какая-то амеба. Пытаюсь из этого состояния выйти, но как-то неактивно и неуклюже... Дома меня практически не трогали, оно и к лучшему (разве что мама со своей тягостной привязанностью), а вот агрессивный социум в школе очень способствовал моему "уходу в себя", а "история любви" вообще остатки здравого смысла и ориентации в реальности выбила. Так и вишу в воздухе... Несказанно уважаю женщин типа Симоны - а сама-то...

Date: 2014-07-15 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Школьной травли и на мою долю досталось. А из реальности окончательно выбила ошибка профориентации: согласилась с рациональными аргументами и пошла на мехмат. Училась отлично, отчасти даже учиться нравилось, но наука не пошла. В результате я спешно переучилась на специальность, позволяющую нормально работать и даже "перебирать харчами", но на второе высшее, которое позволило бы мне заняться более интересными мне вещами, так и не пошла: у меня нет лишних восьми лет, для того чтобы только учиться, сидеть в библиотеках и т.п., а потом писать диссертацию, не отвлекаясь на хлеб насущный. Может, если я поставлю целью сейчас в ударном темпе решить все материальные проблемы свои и родительские и накопить денег, то в будущем у меня это получится.

Date: 2014-07-17 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] blackmoon3712.livejournal.com
А я вот решилась идти на заочное. Пока это для меня вполне реально. Надеюсь, что-то хорошее из этого выйдет.
И Вам желаю достичь своей цели!

Date: 2014-07-17 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] estera.livejournal.com
Удачи Вам!

Date: 2014-07-17 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] blackmoon3712.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2014-07-14 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] my-blog.albumtribe.ru (from livejournal.com)
Ага, согласен с автором комментария!!!

Profile

blackmoon3712: (Default)
blackmoon3712

December 2025

S M T W T F S
  123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 6th, 2026 08:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios